Перейти к содержимому

  • 144 Страниц +
  • « Первая
  • 55
  • 56
  • 57
  • 58
  • 59
  • Последняя »

РВСН ЗАТО Звездный.

- история
  • рядовой пользователь
  • PipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 298

05202 (20.06.2011 - 18:53) Просмотр сообщения:

.Хотя эта УБСП вообще никак не охранялась,зайти можно было без проблем.


Охранялась,внутренним караулом.Пост №-2.В табеле поста:"...особое внимание обращать на соор №-100 иУБСП..." Печати при смене караулов всегда проверялись.05202,помнишь "скворечник" 2-го поста на соор №-62 рядом с "соткой" и ПТОР? Это наш бокс второй группы.В Гугле и сейчас на нём точка видна.
УБСП-это полнценная ПУ, со всем присущим полковым "точкам"(периметр,П-100.средства сигнализации.карпом с огневым сооружением и тд).И видимо когда-то,также полноценно охранялась.Возможно взводом ОСЗ (был такой в ТРБ).
  • 0

  • рядовой пользователь
  • PipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 705

uks (21.06.2011 - 01:56) Просмотр сообщения:

2.О М.Хольм.Американцам конечно виднее,как "нумеровать" наши БРК.А наши профессионалы ракетчики утверждают:номера присваивались в больших штабах,и не обязательно в порядке ввода встрой БРК.На RussianArms.ru если хорошо покопать,можно найти высказывания по этому поводу.


Уважаемый uks. Я ж не возражаю. Хочу понять как было у нас на самом деле. Ваш вариант есть?
  • 0

  • недавно на форуме
  • Pip
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Группа: Новички
  • Сообщений: 27

uks (21.06.2011 - 02:43) Просмотр сообщения:



Охранялась,внутренним караулом.Пост №-2.В табеле поста:"...особое внимание обращать на соор №-100 иУБСП..." Печати при смене караулов всегда проверялись.05202,помнишь "скворечник" 2-го поста на соор №-62 рядом с "соткой" и ПТОР? Это наш бокс второй группы.В Гугле и сейчас на нём точка видна.
УБСП-это полнценная ПУ, со всем присущим полковым "точкам"(периметр,П-100.средства сигнализации.карпом с огневым сооружением и тд).И видимо когда-то,также полноценно охранялась.Возможно взводом ОСЗ (был такой в ТРБ).

Ну если только внутренним караулом."Скворечник" помню.Как раз под ним была телефонная распределительная коробка.Доводилось бывать и не раз...Даже как то раз караульный "с югов" на нас поднимающихся наверх затвор передергивал... :rolleyes: Он по телефону что то не так понял... :rolleyes: Пришлось за начкаром идти чтоб наверх залезть.
  • 0

  • рядовой пользователь
  • PipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 705

Что такое первая серийная ампуализированная ракета УР-100 (8К84). Часть 1.
Предыстория.
В 50-х гг. наиболее наиболее эффективным ракетным топливом были самовоспламеняющиеся высококипящие жидкие компоненты: окислитель - четырех окись азота (азотный тетраоксид или АТ), горючее - несимметричный диметилгидразин (НДМГ или гептил). На этой паре в США была разработана боевая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) «Титан» шахтного базирования. 57 этих ракет в заправленном состоянии были поставлены на боевое дежурство (БД).
К 1963 году, буквально через год нахождения на БД, все эти ракеты потеряли герметичность и просочившиеся пары компонентов топлива загазовали шахты. Никакие ремонтные мероприятия не позволили восстановить герметичность ракет и все они были сняты с дежурства. После этого США начали развивать твердотопливные боевые ракеты, несмотря на то, что энергетическая эффективность твердых ракетных топлив была несколько ниже, чем у отмечавшейся жидкостной пары компонентов. В 1963 году на вооружение армии США поступила «легкая» (в весовом отношении) твердотопливная МБР "Минитмен-1Б", разработанная фирмой "Боинг". В США именно она стала первой массовой МБР наземного шахтного базирования. Ракета обладала высокой степенью готовности и высокой точностью стрельбы. К концу 60-х годов их было изготовлено и поставлено на боевое дежурство около 1000 единиц, которые в течение всего времени боевого дежурства находись в постоянной боевой готовности, т.е. не требовали процедуры заправки топливом перед стартом подготовки к старту, как это было у отечественных жидкостных МБР Р-7 (Р-7А) и Р-9А — ОКБ-1 С.П.Королева и Р-16 (Р-16У) — ОКБ-586 М.К.Янгеля, относящихся к первому поколению ракет.
Для достижения паритета СССР была нужна МБР пригодная для массового производства и внедрения. Идею создания, в противовес твердотопливному «Минитмену», малогабаритной («легкой») ракеты на жидком топливе по рекомендации головного ракетного НИИ-88 (считали, что у группировки РВСН должны быть массовые «легкие» и «тяжелые» и мощные в меньших количествах) разработал главный конструктор днепропетровского ОКБ-586 М.К.Янгель. В те времена у СССР не было необходимых твердых ракетных топлив, по энергетическим показателям близким к американским, примененным на их ракете «Минитмен», поэтому ракету, получившую обозначение Р-37, проектировали на имеющихся жидких компонентах ракетного топлива АТ и НДМГ. К тому моменту в ОКБ были разработаны ракеты средней дальности (РСД) Р-12, Р-14 и МБР Р-16 на высокипящих компонентах ракетных топлив, а также были начаты работы над «тяжёлой» МБР Р-36. В работах по новым МБР Р-36 и Р-37 использовались решения и наработки ОКБ, полученные при создании МБР Р-16. Но на Р-36 и Р-37 было необходимо идти дальше: обеспечить боеспособность перспективных МБР в заправленном состоянии в течении нескольких лет, а не в течении 30 суток, как это было у Р-16 (АТ и НДМГ были чрезвычайно агрессивными и высокотоксичными жидкостями, поэтому после заправки компонентами они быстро разрушали многочисленные разъемные и неразьемные соединения ракеты). Для этого нужны были новые технические решения, которые следовало разработать...
Вероятно тогда и возник термин «ампула». Возник он из того, что АТ и НДМГ были устойчивы при хранении в герметично закрытых емкостях. Т.е. они могли неограниченно длительно храниться в «ампулах». А так как, ракетное топливо одновременно являлось агрессивной жидкостью (АЖ) и высокотоксичным веществом (ТЖ), то для всех трубопроводов и емкостей ракеты, в котором оно находилось, основным средством обеспечения безопасности являлась их длительная герметичность и прочность. Наиболее радикальным средством решения такой задачи было выполнение емкостей для их содержания в виде «ампул».
Идею создания Р-37 поддержал Председатель ВПК Д.Ф.Устинов. В его обращении в ЦК КПСС от 19 января 1963 г., совместно с рядом других ответственных лиц, предлагалось создать ракету Р-37 на жидких топливах ампульного типа с постоянным нахождением в боевой готовности и способной к немедленному применению по истечении 5 минут после получения команды на старт.
Тогда еще не имелось представления о технической возможности и методах создания ракеты на жидких топливах в виде ампульной конструкции. Ставилась принципиальная задача недопущения потери герметичности ракетами за все время нахождения на дежурстве, продолжительность которого еще не оговаривалась.
Однако как раз в то же время в гонку по созданию МБР нового поколения включился генеральный конструктор ОКБ-52 В.Н.Челомей, ранее занимавшийся проектированием крылатых ракет морского базирования. Вскоре сфера его интересов расширилась, затронув и МБР. Челомей был талантливым конструктором и отменным организатором. При этом злые языки утверждали, что он умело пользовался тем, что в его ОКБ-52 работал сын Хрущева. Поэтому В.Н.Челомею не составляло труда вкладывать в уши «ракетного папы» нужное. Говорили, что благодаря этому у Челомея появились филиалы более многочисленные, чем ОКБ-52, которые были переданы из Минавиапрома СССР. Чего только стоил Филиал № 1 ОКБ-52 в Филях, организованный 3 октября 1960 г. из мощнейшего ОКБ-23 М.Я.Мясищева (бомбардировщики) и завода им. Хруничева (бывш. завод № 23). Челомей получил конструкторские и технологические наработки КБ и завода, и высококлассных специалистов, коллективы с высокой культурой проектирования и производства.
Так же памятна история о том, как в ОКБ-52 было через «административный ресурс» было ознакомлено с новейшими разработками ОКБ-586 в области баллистических ракет на высококипящих компонентах топлива. Тогда В.Н.Челомей начал проектирование МБР УР-200, практически аналогичной ракете Р-16 М.К.Янгеля. Для ускорения разработок В.Н.Челомей добился решения ЦК КПСС о передаче в ОКБ-52 трех РСД Р-14, конструкторской документации на Р-14 и МБР Р-16. Однако к тому времени, когда ракета УР-200 подошла к летным испытаниям, Р-16 уже была принята на вооружение. После нескольких пусков УР-200 постановлением правительства работы по ней были прекращены.
В пику Янгелю Челомей сходу предложил военным «универсальную ракету» УР-100, аналогичную по классу ракете Р-37 ОКБ-586. Уже 30 января 1963 г. прошло заседание Совета Обороны СССР на котором Н.С.Хрущев дал указание секретарю ЦК КПСС Ф.Р.Козлову, Л.И.Брежневу, Д.Ф.Устинову и др. другим ответственным лицам, рассмотреть состояние дел по МБР конструкции Челомея и Янгеля и в двухнедельный срок представить свои предложения о создании «автоматизированного ракетного комплекса с межконтинентальной ампульной ракетой и упрощенным шахтным стартом».
Доклады о МБР руководству страны и Вооруженных сил были сделаны В.Н.Челомеем и М.К.Янгелем на заседании Совета Обороны в феврале 1963 г. Так как, оно проходило в Филиале № 1 ОКБ-52, расположенном в Филях, поэтому получило прозвище «Совет в Филях».
Предложения Челомея на этом этапе выглядело предпочтительней. Он предлагал разместить ракету в герметичном контейнере с регулируемой внутренней средой, а саму шахту предлагалось выполнить в не отапливаемом и не вентилируемом исполнении, что предлагалось для ракеты Р-37.
По результатам заседания было принято решение о разработке ракетных комплексов с легкой МБР УР-100 по предложению ОКБ-52 В.Н.Челомея и с тяжелой МБР Р-36 ОКБ-586 М.К.Янгеля (которой они к тому времени уже и занимались в соотв. с постановлением правительства). Все работы по легкой МБР Р-37, не вышедшие из стадии эскизного проекта, в ОКБ-586 прекращались.
23 марта 1963 г. Министр обороны Малиновский, совместно с рядом ответственных лиц, направил в ЦК КПСС предложение о создании универсальной ракеты УР-100. К нему прилагалсчя проект постановления. В этом обращении также использовался термин «ампульной ракеты», но и было внесено другое существенное дополнение – «упрощенный старт».
Если по ампулизации самой ракеты в предложении В.Н.Челомея ясности как это делать не было, как не было и конкретных технических решений, то по упрощенному старту было внесено кардинальное предложение — расположение ракеты в загерметизированном контейнере.
А уже 30 марта 1963 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 389-140 «О создании ракетного комплекса УР-100». В этом постановлении уже детализировались отдельные требования к ракетному комплексу, например, указывалось конкретное время 3 минуты подготовки пуска, а время эксплуатации определялось в течение 7-10 лет.
Разработка двухступенчатой МБР для шахтной подземной установки (ШПУ) отдельного старта (ОС) УР-100 (8К84) осуществлялась в Филиал № 1 ОКБ-52 в Филях под руководством Виктора Бугайского. Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) спроектирован в Филиале № 2 ОКБ-52 под руководством Владимира Барышева. Общее руководство — Владимир Челомей. Проектирование начато в 1963 г. Первый пуск с наземной пусковой установки (ПУ) на полигоне Тюра-Там (НИИП-5 Минобороны СССР или Байконур) произведен 19 апреля 1965 г. Первый пуск из ШПУ состоялся 17 июля 1965 г. Испытания завершены 27 октября 1966 г. Боевой ракетный комплекс (БРК) поставлен на боевое дежурство 24 ноября 1966 г. под населенными пунктами Дровяная Читинской обл., Бершеть Пермской обл., Татищево Саратовской обл. и Гладкая Красноярского края. Принят на вооружение 21 июля 1967 г.
С целью разработки методов и средств ампулизации в Филиале № 1 ОКБ-52 был создан специальный отдел под руководством Е.С.Кулаги, получивший название – отдел ампулизации и длительного хранения. Сотрудники этого отдела, состоявшего из 16 человек, решали задачу по разработке методов и средств ампулизации.
ОКБ-586 М.К.Янгеля была поставлена задача по созданию МБР тяжелого класса, получившей не секретный индекс 8К67 Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) Минобороны СССР. Эту ракету постигла такая же судьба, как и его конкурента «Титан»: та же потеря герметичности. Поскольку в обоих ракетах были применены разъемные соединения в топливном тракте, которые и явились неустранимыми источниками течей. Но все-таки эта ракета послужила прототипом в создании в ОКБ-586 знаменитой ракеты «Сатана», стоящей на боевом дежурстве и поныне. В этой ракете ампулизация была выполнена затем по принципу, разработанному и осуществленному в ракете УР-100 (изделие 8К84).
Основные методы ампулизации.
Как упоминалось выше Правительственными документами ОКБ-52 ставилась задача создания «ампульной ракеты». В ракетной технике для ракет с жидкими компонентами топлива, процесс придания ракетам «ампульности» получил определение, как ампулизация ракет.
Размещение ракет в упрощенных невентилируемых и не отапливаемых шахтах с нерегулируемой в них температурой и влажностью, поставило задачу обеспечения защиты ракеты не только от длительного действия компонентов ракетного топлива, но и защиту ее от разрушительного влияния влажной среды шахты.
Первое воздействие определялось, как внутреннее воздействие, а воздействие среды шахты определялось как внешнее воздействие. В силу этого, задача создания ампулизации была сформулирована раздельно для защиты ракеты от каждого из этих двух видов воздействий и определялась как внутренняя и внешняя ампулизация.
Метод внешней ампулизации.
Внешняя ампулизация ракеты решалась путем размещения ее в загерметизированном контейнере с заранее осушенной его внутренней воздушной средой, в котором ракета располагалась в шахте. Наружная поверхность контейнера, воспринимающая на себя воздействие неблагоприятной среды шахты, покрывалась толстым слоем теплозащиты, которая одновременно являлась и коррозионной защитой. Контейнер по торцам закрывался полимерными пленками, состоявшими каждая из нескольких слоев и прорывавшихся ходом ракеты. Для внешней ампулизации важным являлось поддержание требуемой влажности в нутри контейнера и необходимой степени его герметичности, Решение такой задачи не имело осложнений в силу того, что отсутствовали ограничений по массе контейнера, поскольку при пуске он оставался в шахте.
Более существенное значение имело загрязнение внутренней воздушной среды в контейнере во время эксплуатации. Это загрязнение могло происходить из двух источников. Первым источником могла явиться потеря герметичности топливных трактов в результате чего проникшие пары компонентов топлива могли создать в этом случае повышенную взрывоопасность и коррозионную активность воздушной среды в контейнере. Вторым источником являлись происходящие во времени газовые выделения из полимерных материалов, содержащихся в конструкции элементов ракеты. Первые источники могли появиться в результате какой либо аварийной ситуации, а вот второй источник является постоянно действующим и изучение газовыделения из полимерных материалов должно проводиться применительно к каждой конкретной ракете со своим набором материалов. Для ракеты УР-100 был выполнен целый комплекс исследований по этой проблематике, что позволило определить конкретную конструкцию ракеты и применяемые в ней материалы.
Размещение ракеты в не отапливаемой шахте вызвало необходимость изучения распределения вековых (!!!!) температур по высоте грунта в различных климатических поясах страны, где возможно было размещение ракет в шахтах. Температура грунта, которую также принимало и топлива в баках ракеты, существенно влияла на объем газовых подушек в баках, с тем, что бы при изменении зимних и летних температур грунта, давление в баках не превысило бы допустимые значения.
Систематизированные данные по распределению температур грунта по его глубине в то время отсутствовали и такая систематизация был проведена по имевшимся разрозненным источникам. Был определен литологический разрез грунта среднестатической средней полосы. При обобщении параметров воздуха и грунта различных географических точек было использовано более 20 официальных источников за 1951 – 1961 гг. По различным источникам были собраны теплофизические характеристики различных грунтов.
Одновременно с проведением указанных работ в Филиале № 1 ОКБ-52, в метеорологических службах в 1962 г. были выпущены соответствующие нормативные документы по систематизированному наблюдению за состоянием грунтов, в том числе и по их глубине для большого числа районов страны. На основании «Наставления гидрометеорологическим службам» и дополнения к нему, выпущенному в 1966 г., обобщенные данные публикуются в выпусках «Метеорологические ежемесячники».
Метод внутренней ампулизации.
Для ракет с жидкими компонентами топлива, которые являются высокотоксичными и коррозионно опасными жидкостями, комплекс разрабатываемых средств по ее внутренней ампулизации ракеты направлен на обеспечение длительной герметичности и длительной прочности баков, в которых содержатся ракетные топлива, а также на обеспечение коррозионной стойкости в целом топливных трактов, включая и сами баки.
Проведенные предварительные исследование герметичности разъемных соединений в топливных трактах показали, что длительная герметичность таких соединений не может быть обеспечена и, в процессе проведенных экспериментов на образцах, она не была восстановлена путем нанесения различных герметиков на текущее разъемное соединение. Были проведенных испытания образцов различных типов разъемных соединений. Длительную герметичность не обеспечил также метод обмотки сорбционными тканями непосредственного места течи компонента. При обмотке места течи сорбционными тканями, как это было сделано в шахте на ракете 8К67, место течи в этом случае еще больше разъедается истекаемыми продуктами за счет их соединения с влагой наружного воздуха.
В Филиале № 1 ОКБ-52 для этих целей был разработан ремонтный бандаж в двух вариантах. В первом варианте на течь наматывалась фторопластовая лента ФУМ и затем обжималась бандажом. Такой метод позволил локализовать течь на одной экспериментальной ракете всего на 3 месяца. Во втором варианте внутри размещался сорбент, поглощающий пары компонентов, находившийся по внутренней периферии бандажа и не соприкасался с течью. Такой бандаж устанавливался на место течи, изолировал ее от влаги окружающего воздуха и тем самым предотвращал разъедание течи, а истекаемый компонент поглощался сорбентом. Таким методом была отремонтирована появившаяся течь на одном из экспериментальных изделий УР-100 и оно с установленным бандажом простояло под компонентом более десяти лет. За это время течь забилась продуктами коррозии и герметичность восстановилась.
Использование разъемных соединений не обеспечивает длительной герметичности полостей с АЖ в силу возникновения ослабления напряжений в уплотнениях и стяжных элементах таких соединений, приводящих к их ослаблению и появления в них негерметичностей. По этой причине, в процессе эксплуатации, из таких соединений периодически могут появляться течи продуктов. Поэтому разъемные соединения в процессе эксплуатации необходимо периодически подтягивать.
Таким образом, проведенные исследования показали, что основным мероприятием обеспечения внутренней ампулизации раке с АЖ является выполнение емкостей и жидкостных трактов в цельносварном исполнении без применения разъемных соединений в баках и во всех агрегатах топливной системы.
Для различных типов конструкций и материалов применяются свои методы и оборудование для сварки. Общим для всех типов конструкций и видов сварки является контроль герметичности после сварки. Различные методы контроля качества сварки (рентген, ультразвук и др.) дают качественную картину выполнения сварного шва. Заключительным видом контроля должна была являться проверка герметичности, проводимая методами, обладающими более высокой чувствительностью. Таких методов не существовало тогда и они были разработаны в Филиале № 1 ОКБ-52 в специально созданной лаборатории герметичности под руководством В.А.Щастливого.
Был разработан ряд различных методов контроля герметичности. Все они основаны на введении в контролируемую полость контрольного вещества, по величине истечения которого через микронеплотности судили о степени герметичности контролируемого объема. Различие методов состояло в методах регистрации истекаемого контрольного вещества. При создании ракеты УР-100 был разработаны методы, средства и оборудование для проверки герметичности всех элементов, узлов и топливного тракта в целом, включая и баки.
Так же были установлены нормы герметичности топливного тракта. Под нормой герметичности были обоснованы и приняты величины допустимой утечки контрольного вещества, гарантировано обеспечивающей истечение компонента топлива (рабочего тела) в заданных пределах. Величина норм герметичности была различна в зависимости от рабочего и контрольного тела и определялась соотношением величины их истечения через одну и ту же величину натурного микроканала в контролируемом объеме, названном разработчиками эквивалентом истечения.
Кроме того, выяснилось, что обеспечение внутренней ампулизации ракеты, помимо ампулизации полостей с АЖ, включает в себя необходимость проведения исследований по изучению влияния на ракету ряда других факторов. В первую очередь обеспечение коррозионной стойкости материалов топливного тракта, а также сохранения длительной общей и местной их прочности. Также выяснилось, что имеет большое значение ползучесть материалов стенок полостей, находящихся длительное время под напряжением, возникающим от внутреннего давления в полости.
Применительно к повышенным температурам ползучесть материалов и конструкций изучалась в то время широко и имелось большое количество данных. При больших сроках эксплуатации, исчисляемых многими годами, оказалось, что необходимо изучить и учесть ползучесть, которая может происходить и при нормальных температурах.
Наряду с этими факторами было изучено влияние и других не менее важных факторов. Их изучение было проведено путем проведения большего комплекса исследований, для проведения которых было разработано, изготовлено и испытано тысячи образцов, сотни элементов и агрегатов, бачков и модельных изделий.
Воздействующие факторы при внешней ампулизации.
На ракету, размещенную в заглубленных сооружениях действуют ряд внешних факторов. Первыми из них являются факторы, определяемые характером почвенно грунтовых условий, где располагается данное сооружение. К ним можно отнести такие, как состав и параметры атмосферы окружающего воздуха, состав подземных вод и газовый состав грунтов. Но все они в итоге концентрируются в температуре и влажности, образующихся в подземном сооружении, поскольку именно эти факторы, в основном, определяют долговечность ракеты, находящейся в таком сооружении.
Температура в не вентилируемой и не отапливаемой шахте.
Основным воздействующим фактором при внешней ампулизации является температурно-влажностной режим в шахте. Выше упоминалось о собранных статистических данных по величине этих параметров по глубине грунта в различных климатических районах. Но в связи с тем, что шахта представляет собой заглубленное сооружение с защитной крышей и оголовком в ее верхней части и эти конструктивные особенности могли существенно сказаться на реально существующий режим в шахте, что требовало отдельного изучения. Через крышу шахты идут значительные теплопотоки, влияющие на распределение температур в шахте. Этому способствует также тепловыделение из оголовка шахты и работающего оборудования ракеты.
Температурно-влажностной режим в не вентилируемых и не отапливаемых заглубленных сооружениях, в том числе и шахтных пусковых установках такого типа, во многом складывается под воздействием годичных изменений температуры атмосферы и грунта в месте нахождения данного сооружения. На эти параметры оказывают также влияние состав грунта и его почвенно-геологическая структура.
Определение температуры грунта по глубине представляет собой решение задачи нахождения распределения температуры в полубесконечном твердом теле, температура поверхности которого периодически изменяется.
В результате были найдены математические методы определения температурного режима (температуры воздуха) именно в ракетной шахте. Оказалось, что основными факторами, определяющими температурный режим в шахте, явились температуры: наружного воздуха, внутренних слоев земли, в оголовке, а также теплофизические характеристики грунта, которые различны для встречающихся грунтов (их так же описали через математическое уравнение).
При разработке методики результаты расчета сверялись с экспериментальными точками, полученными при замерах в шахтах ракет. Разработанная методика позволила с достаточной точностью рассчитывать температуры в шахтах. Оказалось, что етом температура в верхней части шахты несколько возрастает по сравнению со среднегодовой температурой грунта данного района, а зимой она устанавливается достаточно равномерной по высоте по своей величине несколько ниже средне годовой температуры грунта.
Таким образом установлено, что перепады температуры и их величины по ракете, находящейся в не вентилируемой и не отапливаемой шахте, незначительны по сравнению с нахождением в полевых условиях. В силу этого, было выдвинуто предположение, что температурный фактор не будет оказывать существенного влияния на коррозию и старение неметаллических материалов.
Максимальные температуры в верхней части шахты могут доходить до 20-30 гад. С в течении не более 1-2 месяцев в самых жарких районах. В основной своей части ракета находится в зоне стационарных температур, равным средне годовым температурам грунта в пределах 0-17 град С для всех районов, кроме зоны вечной мерзлоты.
Прикрепленные изображения
  • Прикрепленное изображение: image205.jpg
  • Прикрепленное изображение: image207.jpg (687×971).jpg
  • Прикрепленное изображение: image209.jpg (654×971).jpg
  • Прикрепленное изображение: image211.jpg (690×971).jpg
  • Прикрепленное изображение: image213.jpg
  • Прикрепленное изображение: image215.jpg
  • Прикрепленное изображение: image219.jpg

Сообщение отредактировал molot195: 25.09.2011 - 23:17

  • 0

  • рядовой пользователь
  • PipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 298

molot195 (21.06.2011 - 02:45) Просмотр сообщения:



Уважаемый uks. Я ж не возражаю. Хочу понять как было у нас на самом деле. Ваш вариант есть?


Думаю БРК были по номерам позиционнных районов
  • 0

  • рядовой пользователь
  • PipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 298

05202 (18.06.2011 - 12:45) Просмотр сообщения:


Ну постараюсь что то вспомнить :
1 - Бокс взвода связи.Было 4 машины.2 бензиновых "Урала",1 дизельный и ЗИЛ-131 с радиостанцией Р-137



В нашем примерно таком же боксе размещалось 22 единицы техники.У вас кроме 4-х машин,ещё что-то распологалось?
Не помнишь подвижный ТехПУ на баз МАЗ-"Ураган",он в какой группе был?На учениях ваши всегда в нём присутствовали.
  • 0

  • рядовой пользователь
  • PipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 298

molot195,не "жмитесь".Опублукйте ссылки.
  • 0

  • рядовой пользователь
  • PipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 298

05202 (21.06.2011 - 03:02) Просмотр сообщения:


.Даже как то раз караульный "с югов" на нас поднимающихся наверх затвор передергивал... :rolleyes: Он по телефону что то не так понял... :rolleyes: Пришлось за начкаром идти чтоб наверх залезть.


Знакомая ситуация.Порой такой "бдительный"воин пытался нас в свой бокс не пустить. :D
  • 0

  • рядовой пользователь
  • PipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 705

uks (19.06.2011 - 14:55) Просмотр сообщения:

И когда это РТБ были В составе групп полка?


На заре РВСН видимо были. При формировании РВСН каждому полку (бригаде) придавалась своя ПРТБ (для наземного старта) или РТБ (для шахтного варианта или стационара), обеспечивающие полки (бригады) боевыми частями в ядерном снаряжении. При переходе РВСН на ракетные комплексы типа ОС (отдельный старт) в каждой ракетной дивизии осталось по одной РТБ, обеспечивающей все ракетные полки дивизии.

Вот из: http://www.fortifika...?p=1015&lang=ru
(для ракетных полков с дивизионами Р-12):

Необходимо заметить, что наземные и шахтные стартовые позиции, со всей находящейся там техникой, ядерными зарядами, взрывоопасными и ядовитыми компонентами топлива, были не только важными и секретными, но также и потенциально опасными объектами. В самые первые годы существования РВСН они охранялись караулами, которые выставляли часовых у каждой машины, ракеты и сооружения. Этого было явно недостаточно, в связи с чем, с 1963 по 1969 год, проводятся многочисленные мероприятия для качественного усиления охраны и обороны стартовых позиций. Строятся специальные помещения для несения караульной службы, оборудуются стационарные убежища для защиты личного состава, создаются системы инженерных заграждений, сигнализации и технических средств поражения. В 1964 году в ракетных полках формируются Роты Электротехнических Заграждений и Минирования (РЭЗМ), на которые возложили функции непосредственной охраны и обороны, включая установку и обслуживание технических средств охраны и минно-взрывных заграждений. По приказу командующего РВСН маршала Советского Союза Н.И. Крылова, каждая стартовая позиция оборудовалась как опорный пункт с круговой обороной, способный собственными силами и средствами противостоять диверсионным действиям противника. В 1969 году был организован переход с караульной службы на боевое дежурство. Караульные помещения приспосабливаются к ведению боя, строятся долговременные огневые сооружения, дополнительно устанавливаются электризуемые заграждения, личный состав вооружается гранатами и пулемётами. Получившиеся Дежурные Силы Охраны и Круговой Обороны (ДСОО-К) были включены в состав дежурных сил ракетных полков. К началу семидесятых годов, средства охраны дивизиона выглядели следующим образом. Во-первых, это три-четыре ряда заборов из колючей проволоки на высоких бетонных столбах, с вышками для часовых по краям секторов и парными патрулями между рядов. Во-вторых, это комплекты электромеханических средств охраны «Тантал» с ёмкостными сигнализациями «Зона» и датчиками СД-30. В-третьих, это электризуемые заграждения П-100, представлявшие собой четырёхметровую тонкую сетку, установленную под углом между двумя внутренними рядами ограждений. По ней был пропущен электрический ток напряжением около четырёхсот вольт. При объявлении тревоги включался «боевой режим» с напряжением примерно тысяча восемьсот вольт. Ежедневно, для осмотра «сетки» караулом и взводом охраны, электричество на некоторое время отключали. При необходимости для этого привлекались и дополнительные силы. Каждый из уходивших в зону ограждений получал жетон и отмечался в специальном журнале, а перед включением электричества обязательно проводилась проверка выхода личного состава из зоны. С внешней и внутренней стороны ограждений висели предупреждающие таблички на русском и литовском языках. Далее, в-четвёртых, это минно-взрывные заграждения «Кактус». Надо сказать, что в мирное время подразумевалось использование, в основном, сигнальных мин, чтобы не взорвать собственных недисциплинированных солдат – излишне любопытных или ушедших по короткой дороге в самовольную отлучку. И в-пятых, это долговременные огневые сооружения, а так же личный состав ДСОО-К, в случае необходимости занимающий позиции по периметру с обеих сторон заграждений. Вся эта практически непреодолимая система охраны охватывала как стартовые, так и технические позиции каждого дивизиона. Через нее не могли пройти ни человек, ни животное. РЭЗМ частенько занималась разделкой лося или кабана, попавшего на электрическую сетку. От зайцев, бывало, оставались лишь кучки пепла.

Не смотря на столь серьёзную защиту, в пределах технических позиций дивизионов имелись отдельно выделенные и отдельно охраняемые территории с особым пропускным режимом. Там располагались техзоны, так называемых, сборочных бригад Ремонтно-Технических Баз (РТБ) – подразделений ядерного обеспечения. Исключением из этого правила была вторая сборочная бригада «Укмергского» полка, чья техзона находилась вне технической позиции дивизиона. В каждом ракетном полку имелась своя РТБ, но при этом она являлась самостоятельной воинской частью. Например, «Кармелавский», «Укмергский» и «Таурагский» полки – соответственно в\ч 83301, в\ч 32158 и в\ч 74321, а их ремонтно-технические базы – в\ч 78408, в\ч 14239 и в\ч 25561. Необходимо добавить, что они входили в систему 12-ого ГУ МО, подчиняясь исключительно своему собственному начальству из шестого отдела штаба РВСН. В каждой техзоне РТБ имелось два специальных сооружения, расположенных примерно в пятидесяти метрах друг от друга. Одно предназначалось для хранения, а второе – для обслуживания ядерных боезарядов. Назывались они, соответственно, № 20 «зал хранения боезапаса» и № 21 «сборочный зал». Входы в них закрывались особо прочными стальными гермодверями. Для постоянного поддержания строго определённого температурно-влажностного режима, оба сооружения оборудовались климатическими установками. В некоторых случаях строилось всего одно удлинённое сооружение, которое вмещало оба зала – как № 20, так и № 21. При этом порядок доступа в них всё равно оставался единым и осуществлялся всегда по отдельности. Открыть или закрыть любое сооружение (зал) могла только группа в составе двух ответственных офицеров дежурной смены и только в присутствии двух начальников – караула и дежурной смены сборочной бригады. Закрывая залы, двери опечатывали. Пеналы с ключами и печатями сооружений, в свою очередь, опечатывались личными печатями ответственных и сдавались в караул. Снаружи, на «крыше» одного из сооружений, находилось укрытие для часового – бетонный колпак с бойницами. Рядом с входами оборудовались погрузочные площадки с электроталями на бетонных столбах. Туда вели достаточно качественные дороги, по которым могли подъезжать специальные транспортные машины. Однако, перевод боеголовок из залов на погрузочные площадки, а так же и в обратном порядке, осуществлялась вручную. Непосредственный доступ к ядерным зарядам имел лишь строго определенный круг лиц. Все операции с ними – будь-то распаковка-запаковка транспортных контейнеров, снятие параметров, регламент или установка на ракету – выполнялись личным составом сборочных бригад РТБ. Он состоял из 10-15 офицеров и нескольких прапорщиков, подразделяясь на два расчёта – регламента и стыковки. В связи с особой секретностью своей службы, они зачастую носили военную форму с эмблемами лётчиков, связистов или танкистов, хотя не имели к ним никакого отношения. За пределами РТБ никто из них никогда не рассказывал, в каком именно подразделении служит и чем именно там занимается. Из-за этого их иногда называли «глухонемыми». Однако, куда более распространённым было другое прозвище – «головастики», так как сборочные бригады отвечали за хранение и состояние боеголовок. В определённые периоды времени, на этих боеголовках проводили регламентные работы. В их процессе осуществлялась плановая замена составных частей, у которых заканчивались сроки гарантии. При этом периоды регламента у ракет и ядерных зарядов совпадали, что позволяло временно снижать готовность только одной боевой единицы. Ежедневно, перед началом работ, проводились инструктаж по технике безопасности и обязательное медицинское обследование. При любых отклонениях здоровья от нормы доступ к ядерным боеприпасам был запрещён. Огромное внимание уделялось любым мелочам. Например, все инструменты, начиная с простой отвёртки, раз в полгода проходили обязательные лабораторные испытания. Во избежание возникновения статических электрических разрядов, при проведении работ использовалась исключительно хлопчатобумажная одежда, специальные перчатки и прошитые медной проволокой (для заземления) прорезиненные тапочки. Все операции с ядерными зарядами проводились с безусловным соблюдением требований техники безопасности и строго по технологической карте. Для взаимной страховки от случайных или преднамеренных ошибок был внедрён принцип многоуровнего контроля. Один из офицеров читал вслух пункт инструкции и подавал команду, а второй – его непосредственный начальник – наблюдал за тем, правильно ли тот их читает. Третий громко повторял полученную команду и выполнял соответствующие регулировки, причем только штатным и установленным именно для этого случая инструментом. Четвертый наблюдал за его действиями, а пятый – командир – строго контролировал всех сразу. По завершении каждой такой операции, все пятеро расписывались в специальном журнале и несли одинаковую ответственность. Прежде всего, в ядерном заряде проверяли на работоспособность каждый узел по отдельности, а затем следовала проверка всей боеголовки в сборе – по основному и дублирующему каналам. В процессе работ постоянно контролировалось количество инструментов на столах. Если вдруг обнаруживалась недостача хотя бы одного из них, то все действия, начиная с разборки, повторялись до тех пор, пока пропажа не найдётся. При наличии соответствующего приказа, готовый к применению ядерный заряд монтировали в головную часть, которую затем помещали в специальный механизм машины-стыковщика 8Т318, способный перемещаться в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Боеголовку устанавливали, предварительно выровняв соосно с ракетой. Вся процедура стыковки занимала около получаса. После её завершения, ответственность за сохранность ядерного заряда переходила к командиру ракетной части. Головные части первого залпа хранились в готовности к немедленной стыковке. Высшая степень готовности для ядерного заряда называлась «СГ-5». Несмотря на все средства охраны и обороны, принималась во внимание и возможность захвата РТБ противником. В этом случае спецсооружения вместе со всем их содержимым должны были быть полностью уничтожены, для чего в определённых местах заранее устанавливались мощные заряды взрывчатки.

Следует отметить, что, несмотря на прямую ответственность за сохранность и техническое состояние ядерных боеприпасов, личный состав РТБ, тем не менее, доступа к их разблокировке не имел. Всё, что было связано с активацией ядерного оружия, считалось вопросом особой государственной важности и находились в ведении отдельной структуры – Специальной Службы. В РВСН она была образована 22 ноября 1965 года, по приказу министра обороны СССР. Её задачей являлось выполнение мероприятий по предотвращению несанкционированного активного взрыва ядерных боеприпасов, несанкционированной выдачи команд на разблокировку и их применения, а так же обеспечение готовности ядерного оружия и автоматизированных систем боевого управления к их санкционированному применению в части разблокировки.
  • 0

  • рядовой пользователь
  • PipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 298

molot195. Наберите хотя бы 12ГУ МО в Википедии: http://ru.wikipedia.....80.D0.B8.D1.8F
Читайте вдумчиво.
  • 0

  • рядовой пользователь
  • PipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 298

РЭЗМ частенько занималась разделкой лося или кабана, попавшего на электрическую сетку. От зайцев, бывало, оставались лишь кучки пепла.


Про пепел,чушь полная.

Сообщение отредактировал uks: 23.06.2011 - 00:50

  • 0

  • рядовой пользователь
  • PipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 705

uks (23.06.2011 - 00:37) Просмотр сообщения:

molot195. Наберите хотя бы 12ГУ МО в Википедии: http://ru.wikipedia.....80.D0.B8.D1.8F
Читайте вдумчиво.


Вдумчиво, там написано:
РТБ РВСН
При формировании РВСН каждому полку (бригаде) придавалась своя ПРТБ (для наземного старта) или РТБ (для шахтного варианта или стационара), обеспечивающие полки (бригады) боевыми частями в ядерном снаряжении.
При переходе РВСН на ракетные комплексы типа ОС (отдельный старт) в каждой ракетной дивизии осталось по одной РТБ, обеспечивающей все ракетные полки дивизии...

В моем посте шла речь как раз о групповых стартах Р-16У (БСП-1, БСП-11 и т.д.) в начале 60 гг., до полков с ОС.
  • 0

  • рядовой пользователь
  • PipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 202

uks (23.06.2011 - 00:44) Просмотр сообщения:


Про пепел,чушь полная.

Видел зайца после сетки. Шкурка спеклась (местами) словно пакет полиэтиленовый. Но, в целом, не запикись в нём кровушка вполне пригодным было бы.
А лося рубануло (по зиме). Притащили его на маточную - разделали и по караулам раздали и дежурной смене офицеров по домам...
С огромным трудом нашли место где его "пробило". С обратной стороны шкуры пятнышко размером с 5 коп.
На вкус, даже после многочасового вываривания - сапог.
Зима, корма мало, одни жилки. Мясом только пахло. )))))

Сообщение отредактировал OlegBon: 23.06.2011 - 21:06

  • 0

  • рядовой пользователь
  • PipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 298

molot195 (23.06.2011 - 06:54) Просмотр сообщения:

uks (23.06.2011 - 00:37) Просмотр сообщения:

molot195. Наберите хотя бы 12ГУ МО в Википедии: http://ru.wikipedia.....80.D0.B8.D1.8F
Читайте вдумчиво.


Вдумчиво, там написано:
РТБ РВСН
При формировании РВСН каждому полку (бригаде) придавалась своя ПРТБ (для наземного старта) или РТБ (для шахтного варианта или стационара), обеспечивающие полки (бригады) боевыми частями в ядерном снаряжении.
При переходе РВСН на ракетные комплексы типа ОС (отдельный старт) в каждой ракетной дивизии осталось по одной РТБ, обеспечивающей все ракетные полки дивизии...

В моем посте шла речь как раз о групповых стартах Р-16У (БСП-1, БСП-11 и т.д.) в начале 60 гг., до полков с ОС.


Вот именно,ПРИДАВАЛАСЬ для боевого взаимодействия,а не входила в состав полка. РТБ в те времена напрямую подчинялись 12ГУ МО.

"Головастики" не могли быть группой полка,как описано в посте №1115.
  • 0

  • рядовой пользователь
  • PipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 705

uks (23.06.2011 - 23:15) Просмотр сообщения:

"Головастики" не могли быть группой полка,как описано в посте №1115.

Ок, разобрались...
  • 0

  • рядовой пользователь
  • PipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 298

OlegBon (23.06.2011 - 21:05) писал:

uks (23.06.2011 - 00:44) писал:


Про пепел,чушь полная.

Видел зайца после сетки. Шкурка спеклась (местами) словно пакет полиэтиленовый. Но, в целом, не запикись в нём кровушка вполне пригодным было бы.
А лося рубануло (по зиме). Притащили его на маточную - разделали и по караулам раздали и дежурной смене офицеров по домам...
С огромным трудом нашли место где его "пробило". С обратной стороны шкуры пятнышко размером с 5 коп.
На вкус, даже после многочасового вываривания - сапог.
Зима, корма мало, одни жилки. Мясом только пахло. )))))

Приехали для регламента ПУ,и наблюдали такую картину.Бетонка,уткнувшись в ворота с ЭЗ лежит заяц,затем большая крыса,ворона и мышка.Так и лежали,словно в сказке про репку.
Зайцы попавшие на "сетку",которых довелось увидеть,передняя часть туловища сголовой были почему-то словно порублены топором.Не приятное зрелище,лучше уж пепел.
А так вТРБ были умельцы у которых ловко получалось ловить зайцев в петлю.
  • 0

  • рядовой пользователь
  • PipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 202

uks (23.06.2011 - 23:46) писал:

Приехали для регламента ПУ,и наблюдали такую картину.Бетонка,уткнувшись в ворота с ЭЗ лежит заяц,затем большая крыса,ворона и мышка.Так и лежали,словно в сказке про репку.
Зайцы попавшие на "сетку",которых довелось увидеть,передняя часть туловища сголовой были почему-то словно порублены топором.Не приятное зрелище,лучше уж пепел.
А так вТРБ были умельцы у которых ловко получалось ловить зайцев в петлю.

Про "умельцев".
Во время смены караулов сетка, как Вам известно, отключалась.
Пользуясь случаем расставляли внутри периметра открытые банки с борщиком из "эталона".
Еда на дежурстве была приличной, эталон содержал много вкусняшек.
Но щи и борщь - были мерзкие. Поэтому использовали их для других целей.
Это было приманкой для зверья. )))
Во время дежурства караул, с проверкой, посещял 10-й номер.
Периметр отключался и все мчались "трофеи собирать".
А там только пустые банки. И так раз за разом.
Пока не догадались банку на нижний трос сетки вешать.
Правда то, что оставалась после сетки не вызывало желания скушать "дичь".
Забросили эту идею.
А вообще до сих пор вспоминаю и поражаюсь обильной природе этих мест.
Грибы - словно из мультиков (три, четыре штуки - кило и больше).
Земляника, травы для чайных сборов. Зверье всякое. Красота!
  • 0

  • рядовой пользователь
  • PipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 705

Что такое первая серийная ампуализированная ракета УР-100 (8К84). Часть 2.
Влажность в не вентилируемой и не отапливаемой шахте.
Шахты, как и все подземные сооружения, имеют повышенную влажность с выпадением росы на поверхности находящейся в ней ракеты, что усугубляет для ее коррозионную опасность. При этом существенное влияние оказывает периодичность и частота увлажнения. Применение контейнерного расположения ракеты в шахте позволяет полностью исключить воздействие на ее атмосферы шахты и перенести это воздействие на наружную поверхность контейнера.
Оценить теоретическим путем величину влажности, как это было сделано применительно к температурам, не представлялось возможным, поскольку она зависела от характера и обводненности залегаемых грунтов и большого влияния конвекции воздуха в шахте, не поддающейся достоверному аналитическому описанию. Поэтому единственным методом изучения величины и распределения влажности в шахте стал экспериментальный путь прямых замеров.
Были проведены наблюдения в экспериментальной шахте со среднегодовой температурой 12 град С. Наблюдения позволили установить, что влажность в шахтах изменяется в течение годового цикла и эти изменения различны для верхней нижнее части, чему способствует изменение температуры и наличие конвекции воздуха в шахте.
В период развитой естественной конвекции зимой происходит уменьшение относительной и абсолютной влажности воздуха. В верхней зоне относительная влажность находится в пределах 60-70%, а в нижней порядка 50% Абсолютная влажность во всем объеме шахты почти одинакова и равна 4-5 гр/кг. В летний период абсолютная влажность воздуха в верхней части увеличивается до 15 гр/кг и в нижней зоне 9 г/кг. Относительная влажность воздуха в летний период в верхней зоне равна 60-70%, а в нижней 95%.
Наблюдениями в модельной шахте установлено, что вследствие сезонных колебаний температуры, имеет место выпадение конденсата на наружной поверхности контейнера, стенках шахты и на внутренней поверхности крыши. Экспериментально было определено изменение во времени зоны выпадения конденсата на наружной поверхности модельного контейнера. Установлены участки выпадения конденсата. Определено, что наличие конденсата на поверхности контейнера превышает 3/4 года.
Наличие сконденсированной влаги могло оказывать существенное влияние на ее проницаемость через микропоры внутрь контейнера и этот вопрос был отработан на натурном контейнере с тем, чтобы обеспечить поддержание необходимой влажности внутри контейнера.
Конструктивные схемы внутренней ампулизации баков и основных конструктивных элементов топливного тракта.
Как было указано выше, основным методом внутренней ампулизации был принят принцип полного исключения применения разъемных соединений в топливном тракте и выполнение его в цельносварном варианте. Это решение стало основным в конструкторских разработках по конструктивно-технологическому обеспечению решения этой задачи. Разработанные решения стали основным конструктивным отличием ракеты УР-100 от всех предыдущих.
Биметаллические переходники.
Главной задачей ампуализированной ракеты стало обеспечение безразъемного соединения стальных трубопроводов и агрегатов с трубопроводами и агрегатами, выполненными из алюминиевых сплавов. С этой целью под руководством Генкина Г.Н. были разработаны технология и конструкция специальных биметаллических переходников различных схем.
Переходники изготавливались двух типов – методом сварки трением из прутка и методом штамповки из биметаллического листа, получаемого совместной прокаткой алюминиевого и стального листа с промежуточным алюминиевым слоем между ними. На рисунке приведена последовательная схема изготовления переходников обоих типов.
Были отработаны все необходимые для УР-100 типоразмеры биметаллических переходников обоих типов. Переходники, изготавливаемые методом сварки трением, снабжались для надежности навинчиваемыми снаружи предохранительными гайками.
В процессе отработки технологии и в процессе эксплуатации биметаллических переходников не было отмечено ни одного случая течи по плоскости разделения двух разнородных металлов.
Крышки люка лаза топливных баков
Крышки люка лаза в бак устанавливались после завершения всех внутрибаковых монтажей, и их нужно было надежно загерметизировать. Здесь решалась задача ампулизации разъемного соединения, и она должна была решаться только методом сварки. Никакие герметики не могли обеспечить решение этой задачи.
В результате были разработаны конструктивные решения ампулизации соединения крышки люка лаза. Наиболее трудоемкой оказалась отработка режима и формы замыкающего сварного шва. В сварных швах обычной формы без подкладного кольца окисные плены не имели выхода из проплава и они, оставаясь в сварном шве, являлись источниками течей. В силу этого, была разработана конструкция заключительного сварного шва с подкладным кольцом и проточкой для выхода окисных плен.
После заварки этих швов они проверялись на герметичность через имевшийся штуцер в ампулизирующем профиле, который после этого заваривался. Сам он на герметичность не проверялся. Было проведено целое исследование, посвящённое этому вопросу; было разработано обоснование и выполнены натурные проверки. В результате установили, что истечения паровой фазы (именно такая там возникала) через не проверенный на герметичность сварной шов не будет иметь место, если даже в нем будут микронеплотности, что и показала многолетняя эксплуатация таких соединений.
Предохранительные клапаны (ПК).
В двух предыдущих случаях ампулизация элементов конструкции ракеты осуществлялась неразъемным способом методом сварки. В предохранительном клапане ампулизация также должна была осуществляться сваркой, но предохранительный клапан при начале полета ракеты должен разампулизироваться и через него из баков должны выходить избыточные пары компонентов топлива.
Задача ампулизации, а затем разампулизации клапана была решена путем применения в конструкции прорывных мембран, которые заваривались в конструкции клапана по такому же принципу, как и в крышках люков лаза баков. Сама мембрана имела кольцевую коническую проточку, остаточная толщина материала в которой было 0,3 мм. Мембрана прорывалась по кольцу с помощью поршня, на который подавалось необходимое давление.
В процессе экспериментальной отработки предохранительных клапанов, на некоторых из них обнаруживалась загазованность парами компонентов топлива внутренней полости предохранительных клапанов. Это могло происходить через замыкающий ампулизирующий шов прорывной мембраны, который на первых клапанах выполнялся без проточки. Шов так же выполнялся иначе. В первом случае течи возникали по образовывавшейся микропористости в сварном шве, а во втором случае течь возникала по околошовному участку основного металла.
Следует отметить, что при дефектации ракет, снимаемых с дежурства, загазованность в ПК не проверяется. Однако, успешные пуски этих ракет свидетельствуют, что если и была загазованность в ПК на них, то она пока не повлияла на их работоспособность.
Блоки разъема топливной системы.
Заправка ракеты компонентами топлива происходит в шахте через заправочные трубопроводы, проложенные в контейнере, которые в свою очередь соединяются с трубопроводами ракеты. Стояла задача в разработке способа разъединения трубопроводов контейнера и ракеты при при старте.
Был проведены длительные и трудоемкие конструктивные поиски решения этой задачи. Использование принципа прорывной мембраны по типу предохранительного клапана приводили к весьма сложному и не надежному конструктивному оформлению такого решения. Весьма просто была решена эта задача Кошелевым А.Д., предложившим конструкцию блока разъема.
В блоке использовалась та же идея разрушаемой кольцевой проточки в сплошном металле, но разрушение которой происходило не прорывом ее давлением, а скручиванием одной части блока разъема, относительно другой части по кольцевой проточке, сделанной в его трубе. Скручивание обеспечивалось тем, что левая часть блока относительно проточки крепилась к ракете, а правая часть крепилась к контейнеру, а крепление каждой части осуществлялось на соответствующих шарнирных подвесках.
При начале движения вверх ракеты, в процессе её пуска, каждая часть блока проворачивалась одна относительно другой и под воздействием скручивающей силы разрушалась проточка. Скручивание частей обеспечивала оригинальная разработанная конструкция шарнирных подвесок. После подъема ракеты штоки контейнера и ракеты, под воздействием пружин, своими фланцами упирались в упорные фланцы, имевшиеся в каждой из частей блока, и перекрывали проходные сечения блока, что тем самым предотвращало истечение компонентов, как из ракеты, так и из трубопроводов контейнера.
В процессе отработки и эксплуатации блоки разъемов показали высокую надежность и работали безотказно. При отработке пришлось только заменить материал пружины на 1Х18Н9Т. Поскольку примененный материал оказался коррозионно не стойким в окислителе.
Заправочные горловины контейнера.
На контейнере установили заправочную горловину, которая была вынесена за его пределы над прорывными мембранами. Через эту горловину происходит заправка ракеты компонентами топлива в шахтной пусковой установке (ШПУ). Стояла задача обеспечения ее ампулизации после отсоединения от него трубопроводов наземных заправочных средств. Здесь также возникла задача ампулизации разъемного соединения, но осуществляемая не в заводских условиях, а в полевых условиях воинских частей, что требовало очень простой и надежной ампулизации. Было разработано разъемное соединение в виде заправочной горловины.
Попытки герметизации заправочной горловины путем применения дистанционно запаиваемой мембраны токами высокой частоты после заправки не дали положительных результатов в силу ненадежности паяного соединения деталей, подвергавшихся воздействию компонентов. Более эффективным оказалось разработанное Кишневым Л.А. и Захаровым, так называемое двух барьерное уплотнение разъемного соединения. Был создан образец уплотнения, использовавшийся для отработки. Двухбарьерное уплотнение состоит из двух прокладок из фторопласта в каждом барьере и металлического кольца между ними.
Основной принцип герметизации такого соединения аналогичен принципу, осуществленному при ампулизации люков лазов в баках. Он состоит в том, что создается два барьера уплотнения и между ними образовывается межбарьерное пространство. Истечение проникшего продукта из межбарьерного пространства не может эффективно происходить через возможные дефекты в замыкающем барьере в силу того, что давление паров в межбарьерном пространстве весьма незначительно. Оно определяется парциальным давлением упругости проникших паров в это пространство и имеющих очень незначительную концентрацию.
В двухбарьерном уплотнении применен дополнительно еще один принципиально новый принцип уплотнения, сделавшим это соединение практически полностью герметичным при эксплуатации. Он состоит в том, что основное уплотнение в каждом из барьеров обеспечивается не уплотнением по плоскости под давлением Р1, а уплотнением с помощью «усов», которое происходит под давление Р2. Усы образуются под давлением Р1, которое переводит фторопласт в текучее состояние и фторопласт вытекает в зазоры между уплотняемыми деталями и тем самым образовывает эти самые усы.
Более высокая надежность уплотнения усами объясняется тем, что давление Р2 мало изменяется за счет незначительного изменения внутренних напряжений материала в усах, находящихся в неизменяемом зазоре между уплотняемыми деталями. При уплотнении по плоскости под воздействием усилий Р1 менее надежно, поскольку, как было показано ранее, за счет релаксации напряжений в стягивающих элементах усилие Р1 существенно уменьшается и такое уплотнение необходимо периодически подтягивать, чего не требуется для уплотнения с использованием усов.
Создание и отработка данного уплотнения, осуществлена после завершения основных поисковых работ по ампулизации, проведенных на ракете УР-100 и она не могла быть использована в его конструкции. Эта разработка в основном была завершена к моменту сдачи ракеты УР-100 заказчику и была использована только в контейнере.
Были созданы образцы, которые пролежали на крыше здания в течении 3 лет под атмосферным воздействием и ни одно из них не потеряло герметичность, при том, что один из барьеров на некоторых образцах терял герметичность. Это свидетельствует о том, что совмещение двух принципов герметизации разъемного соединения позволило создать высоко надежное соединение. Такое соединение используется теперь в ракете носителе (РН) «Протон» и оно не разу не потеряло герметичность ни в одном соединении топливного тракта этой ракеты.
О первых годах эксплуатации ракет.
Эксплуатация ракет УР-100 (8К84) на серийных объектах в течение рада лет показала, что топливные системы изделия надежно сохраняют свою герметичность и обеспечивают работоспособность изделии. Это подтверждалось результатами проверки изделий при проведении регламентных работ и положительными результатами периодических пусков после нахождения их на БД. За первые четыре года (1967 - 1970 гг.) было произведено 20 пусков ракет, которые все были успешными. Эти ракеты снимались с БД, перевозились на Байконур и там производились их пуски.
Вместе с тем, в процессе эксплуатации появились отдельные случаи нарушения герметичности ряда разъемных соединений в блоках контроля давления в пневмо-гидравлических системах (ПГС) ракет, а также в сварных соединениях топливных трактов ракет.
Изделия, имевшие негерметичность по разъемным соединениям элементов блока контроля давления (БДО - блок давления окислителя и БДГ- блок давления горючего) с эксплуатации не снимись, негерметичность таких изделий устранялась путем дополнительной подтяжки резьбовых соединений или заменой дефектных блоков контроля давления.
Негерметичности в сварных соединениях приводили к снятию изделий с БД и замены их на новые. Снятые изделия отправлялись на завод изготовитель, где оно подвергалось дефектации на предмет обнаружения места негерметичности и его квалификации. Завод изготовитель платил штраф за поставку некачественного изделия и за свой счет поставлял заказчику новое изделия взамен некачественного.
За весь период с 1967 по 1970 год было снято с дежурства и возвращено на завод изготовитель 4 изделия по причине негерметичности сварных соединений. Такой темп выхода из строя изделий не вызывал особого беспокойства.
В 1970 году, одно за другим было, снято с дежурства по причине негерметичности сварных соединений сразу 5 изделий и это вызвало опасение, что на герметичности изделия начинают проявляться какие–то факторы, не изученные ранее, которые будут приводить к интенсивному съему изделий с дежурства.
К тому моменту на БД находилось 1000 ракет УР-100, которые составляли основу ядерного щита СССР.
В связи с этим, совместным приказом МОМ и МАП за № 38 от 22.11.1070 г. была образована Межведомственная комиссия, под председательством автора данной работы, состав которой был расширен дополнительным приказом № 187/348 от 24.11.1970г. На комиссию возлагались следующие задачи:
- исследование причин негерметичности сварных соединений.
- анализ технологических процессов использовавшихся при изготовлении изделий, контроля герметичности изделий и их двигателей, а также их соответствие конструкторской документации,
- разработка мероприятий и рекомендаций, направленных на повышение герметичности и качества изготовления агрегатов ПГС.
За весь период эксплуатации, включая 1970 год, зафиксировано 14 случаев появления негерметичности баков и агрегатов ПГС по сварным швам и один случай течи был по сплошному металлу днища окислителя 2-й ступени, которая заросла и изделие оставлено на дежурстве.
Динамика появления негерметичностей в процессе эксплуатации на изделиях по годам представляет собой следующую картину: 1966 г. – 1, 1967 – 4, 1968 – 2, 1969 – 2 , и 1970 – 5 изделий.
Помимо отмеченных случаев негерметичности ракет, которые снимались с эксплуатации, на других изделиях были многочисленные случаи потери герметичности в блоках контроля давления в ПГС. Эти блоки установлены на контейнере, но функционально они связаны с полостями, заполненными компонентами, поскольку они замеряют давление в этих полостях. В этих блоках, разработанных в Филиалом № 2 ОКБ-52 были применены разъемные соединения, которые и являлись источниками течей. Впоследствии большинство разъемных соединений в них были заменены на сварные.
Межведомственная комиссия показала, что все течи по компонентам носили производственный характер в силу имевших место отклонений в технологических режимах, а также определенного несовершенства методов контроля герметичности, имевших место на первоначальной стадии изготовления изделий. Наличия конструктивных недостатков в изделиях не отмечено.
Межведомственная комиссия в результате своей работы разработала порядка 90 рекомендаций по различным направлением с целью исключения повторения случаев появления негерметичных изделий в эксплуатации, которые составили: 12- по техпроцессам сварки, 16 - по контролю герметичности при сварке, 17- по организационным вопросам, 22 – по научно-исследовательским работам, 10 – по эксплуатации в воинских частях и 13 – по конструкции перспективных изделий. После реализации этих рекомендаций за 31 год эксплуатации изделий ни одно из них не потеряло герметичности.
По рекомендации межведомственной комиссии после 1971 года была введена практика ежегодного съема одного изделия на дефектацию и одного изделия для пуска по штатной программе с тем, чтобы на каждый год иметь сведения о фактическом состоянии изделий с целью определения возможности их дальнейшего нахождения на дежурстве.

По материалам Филиала № 1 ЦКБМ.
Прикрепленные изображения
  • Прикрепленное изображение: image221.jpg
  • Прикрепленное изображение: image223.jpg (643×971).jpg
  • Прикрепленное изображение: image243.jpg
  • Прикрепленное изображение: image245.jpg (661×971).jpg
  • Прикрепленное изображение: image247.jpg (649×971).jpg
  • Прикрепленное изображение: image253.jpg (641×971).jpg
  • Прикрепленное изображение: image255.jpg (625×971).jpg
  • Прикрепленное изображение: image257.jpg (659×971).jpg
  • Прикрепленное изображение: image857.jpg (692×971).jpg
  • Прикрепленное изображение: image845.jpg

Сообщение отредактировал molot195: 24.06.2011 - 18:58

  • 0

  • рядовой пользователь
  • PipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 298

molot195 (24.06.2011 - 18:07) Просмотр сообщения:

Что такое первая серийная ампуализированная ракета УР-100 (8К84). Часть 2.
Влажность в не вентилируемой и не отапливаемой шахте.

.......
По материалам Филиала № 1 ЦКБМ.


http://eskulaga.narod.ru/since3.html
  • 0

  • рядовой пользователь
  • PipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 298

vladimirov (26.06.2011 - 22:07) Просмотр сообщения:

чет мое все удалили что ли?? фига себе!! форум однополчан!!! сидите тогда. теоретики...х...


Модератор,действительно куда пропали сообщения VLADIMIROVa ?
  • 0

  • 144 Страниц +
  • « Первая
  • 55
  • 56
  • 57
  • 58
  • 59
  • Последняя »

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей